Общественная палата Самарской области подвела итоги за 2014 год
2015-02-17 09:11

Событийно богатый 2014 год стал важной вехой для Российской Федерации, для государства и гражданского общества: последствия многого из того, что произошло в этом году, еще только предстоит оценить.

Становится все более очевидным, что только совместными усилиями власти и обществу удастся с достоинством принять все стоящие сегодня перед страной вызовы. Расширение полномочий институтов гражданского общества по общественному контролю (в свете принятия Федерального закона от 21.07.2014 г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации») – шаг именно в этом направлении.

2014 год стал годом подведения итогов работы Общественной палаты Самарской области второго созыва. Состоялось 5 пленарных заседаний палаты, более 40 заседаний профильных комиссий, десятки круглых столов, конференций, семинаров. Общее количество проведенных за год мероприятий по понятным причинам несколько сократилось, однако, повестка дня всех десяти профильных комиссий, постоянно действующих рабочих групп и палаты в целом оставалась неизменно актуальной.

Так, 19 марта 2014 г. Общественная палата Самарской области провела слушания «Роль гражданского общества в реализации социальных задач, определенных в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596-606 и в Послании Губернатора Самарской области Н.И.Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и жителям Самарской области». Мониторинг выявил целый ряд проблем и «узких мест» в реализации Указов Президента РФ на территории региона.

24 апреля 2014 г. состоялось расширенное пленарное заседание палаты, посвященное мониторингу работы общественных советов, созданных при органах государственной власти и местного самоуправления. По мнению членов Общественной палаты, общественные советы при органах власти и органах местного самоуправления по сути являются значимым и действенным инструментом общественного контроля и участия граждан в государственном управлении. В то же время на практике эта функция общественных советов далеко не всегда реализуется должным образом.

28 апреля 2014 г. три профильные комиссии Общественной палаты совместно с Общественным советом при ГУ МВД России по Самарской области и Самарским государственным университетом провели круглый стол на тему «Поиск подходов по установлению межнационального и межконфессионального согласия и профилактике экстремизма в молодежной среде». Главный вывод, к которому пришли участники заседания: экстремизм не имеет национального признака. По мнению общественников, необходимо усиление идейной и патриотической составляющей в работе с молодежью, поскольку патриотизм – емкое понятие, охватывающее, в том числе, и любовь к населению, которое является частью Родины.

Подрастающее поколение, проблемы воспитания социально активной личности, гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи стали в 2014 году одной из основных тем мероприятий комиссии по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных отношений и свободы совести. Так, 13 марта 2014 г. по инициативе комиссии состоялся круглый стол, участники которого обсудили роль детей и молодежи в реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». Мероприятие прошло в формате видеоконференции: участие в дискуссии приняли активисты органов школьного самоуправления, представители общественных организаций детей и молодежи городских округов и муниципальных районов области.

Ряд крупных мероприятий в течение года совместно с различными общественными институтами провела комиссия Общественной палаты по вопросам образования и науки: в центре внимания оказывались значимые вопросы развития системы образования и общественной жизни в целом. Так, 26 сентября 2014 г. на площадке Международного института рынка комиссия Общественной палаты по вопросам образования и науки совместно с рабочей группой «Образование и культура как основы национальной идентичности» Самарского регионального отделения Общероссийского Народного Фронта провели круглый стол, посвященный вопросам состояния и перспектив развития студенческого самоуправления.

Большое внимание работе с сельской молодежью уделяет комиссия Общественной палаты по вопросам сельского хозяйства и продовольствия. 10 апреля 2014 г. на базе муниципального района Ставропольский в рамках совместного проекта Общественной палаты и министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области прошла последняя из серии зональных конференций на тему «Формы государственной поддержки молодежи на селе в сфере ее экономической самостоятельности» (проект реализовался с мая 2012 года). Очевидно: чтобы «сохранить молодежь на селе», необходимо создавать здесь условия для ее профессиональной и личностной самореализации. Никто лучше самой молодежи не сможет определить в каком направлении должна осуществляться эта работа.

В прошедшем году палатой была продолжена работа по общественному контролю в самых различных отраслях: в сфере ЖКХ (так, на базе Общественной палаты функционирует региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ; комиссия палаты по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ на планомерной основе осуществляет общественный мониторинг хода работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в различных муниципалитетах области), в сфере избирательного права (в ходе выборных кампаний активизирует свою деятельность созданный в качестве постоянно действующей рабочей группы Общественной палаты Общественный комитет «За честные выборы», при сотрудничестве с Нотариальной Палатой Самарской области организуется работа Регионального пункта общественной «горячей линии» связи с избирателями), в сфере экологической безопасности (в течение нескольких лет работа комиссии Общественной палаты по охране окружающей среды и экологической безопасности строилась в тесном контакте с общественной экологической инспекцией области, что задавало направление проводимым комиссией мероприятиям). 25 июля 2014 г. на площадке Общественной палаты Самарской области состоялось организационное собрание регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация общественного контроля».

Одно из основных полномочиям региональной Общественной палаты – проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов различного уровня. Члены палаты регулярно участвуют в общественной экспертизе законопроектов и проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления; по инициативе членов палаты и общественных организаций на рассмотрение выносятся законопроекты и проекты областных программ, имеющие особое социальное значение. Институт общественной экспертизы – один из значимых механизмов организации открытого и гласного обсуждения общественно важных проблем, доведения общественного мнения до органов государственной власти и местного самоуправления.

Важным направлением в деятельности Общественной палаты является взаимодействие с некоммерческими организациями региона. Комиссия Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности на планомерной основе организует обучающие семинары для руководителей и активистов НКО с участием приглашенных экспертов регионального и федерального уровней. Представители некоммерческих организаций регулярно принимают участие в мероприятиях, проводимых профильными комиссиями Общественной палаты. Своеобразным «рекордсменом» можно считать комиссию по вопросам ветеранов и инвалидов: практически каждое заседание этой комиссии проходит в расширенном формате с участием представителей десятков общественных организаций.

В настоящее время некоммерческий сектор на территории губернии представлен более чем 4,5 тысячами зарегистрированных организаций. По оценкам специалистов, примерно две трети из них – это реально действующие, активно работающие НКО. Зрелость некоммерческого сектора Самарской области демонстрируют объективные показатели: в течение ряда лет регион удерживает лидирующие позиции в России по объему привлекаемых федеральных средств (включая «президентские гранты») на поддержку и реализацию социальных инициатив некоммерческих организаций.
Количественный и качественный рост общественного движения требует нового уровня координации деятельности некоммерческих организаций.

В рамках работы по направлению благотворительности профильная комиссия не только обсуждает различные проблемы развития благотворительной деятельности, но и становится организатором и непосредственным участником крупных благотворительных акций. В марте 2014 года члены Общественной палаты обратились ко всем жителям региона с предложением присоединиться к благотворительной акции (партнером акции выступил Благотворительный фонд «Радость») по сбору средств для Республики Крым и ее жителей. Было собрано более 40 млн. рублей. В пункты сбора гуманитарной помощи самарцы приносили одежду, средства гигиены, продукты питания и пр., которые передавались приехавшим в Самарскую область в поисках мира гражданам Украины.

Поскольку развитое гражданское общество невозможно без активной гражданской позиции его отдельных членов, еще одним важным направлением в деятельности областной Общественной палаты остается работа, направленная на правовое просвещение граждан. В частности, в рамках этой работы уже в течение ряда лет издаются информационно-правовые брошюры серий «Наши права. Актуальные вопросы и ответы» и «Это должен знать каждый собственник жилья». Большая работа по правовому просвещению проводится комиссией палаты по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ. Председатель комиссии В.И.Часовских рассматривает сотни устных и письменных обращений граждан в ходе встреч с жителями на местах и в ходе личных приемов; традиционными стали ежемесячные обучающие семинары для председателей советов многоквартирных домов различных муниципальных образований области, проходящие в режиме видеоконференцсвязи.

Несмотря на специфику каждого региона, основные проблемы, определяющие актуальную повестку дня институтов гражданского общества страны, в целом одинаковы. Работа Общественной палаты Самарской области строится в тесном взаимодействии с Общественной палатой Российской Федерации.

В 2014 году приступил к работе новый состав ОП РФ. Федеральная палата впервые была сформирована в соответствии с новым механизмом: теперь в ее состав в обязательном порядке входит хотя бы один представитель от каждого субъекта Федерации. Общественную палату Самарской области представляет протоиерей Д.Ю.Лескин.

Взяв курс на как можно более тесное сотрудничество с регионами, члены ОП РФ предложили и новые формы работы. Так, в повестку дня федеральной и региональных общественных палат прочно вошли еженедельные онлайн-совещания. Члены Общественной палаты Самарской области принимают активное участие в еженедельных вебинарах, делясь с коллегами из других регионов опытом и своим видением тех или иных проблем.

По итогам 2014 года работа областной палаты получила высокую оценку на федеральном уровне: Общественная палата Самарской области возглавила рейтинг активности региональных общественных палат, набрав наибольшее число баллов – 15. (Первое место также разделили Пензенская и Саратовская области и Ставропольский край; Ульяновская область набрала 14 баллов).
Нужно отметить, что в начале 2014 года был внесен ряд изменений в Закон Самарской области от 11.02.2008 г. № 8-ГД «Об общественной палате Самарской области». Наиболее существенные изменения коснулись порядка формирования палаты: учитывая, что региональная Общественная палата обеспечивает взаимодействие всех граждан, проживающих на территории области и некоммерческих организаций, зарегистрированных в области, с региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, было принято решение законодательно обеспечить участие представителей территорий в выдвижении кандидатов в члены палаты.
12 ноября 2014 года состоялось первое пленарное заседание региональной Общественной палаты, сформированной уже по новому принципу. Состав палаты обновился ровно на половину.

Подводя черту под деятельностью Общественной палаты Самарской области второго созыва, 2014 год одновременно сформировал основную повестку дня для ее нового состава. Членами палаты первых двух созывов заложена прочная основа для дальнейшей эффективной деятельности по реализации стоящих перед ней целей и задач. Новому составу палаты предстоит продолжить работу по уже намеченным направлениям и определить новые перспективы.

Принципиально важным решением первого заседания палаты третьего созыва, которое, несомненно, отразится на деятельности палаты в будущем, стало создание еще одной (одиннадцатой) профильной комиссии: комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами. Сегодня перед региональной Общественной палатой стоит задача не только продолжить начатую в предыдущие годы работу по общественному контролю, но и стать координирующим органом для всех субъектов общественного контроля в области.


  © 443000.ru